В психологической науке актуальность исследования коммуникативной самоэффективности человека в современных условиях интенсивного развития информационных технологий неуклонно растет. Коммуникативная самоэффективность характеризуется как устойчивая готовность человека к самопродвижению в сфере общения, как способность использовать свои коммуникативные навыки наилучшим образом.
В статье уделяется внимание коммуникативной самоэффективности студентов в связи с использованием ими современных информационных технологий. В теоретической части обсуждаются идеи и подходы отечественных и зарубежных психологов (А. Бандура, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.В. Белых и др.), послужившие базой эмпирического исследования. Представлены результаты пилотажного исследования, выполненного на выборке студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки, обучающихся в Удмуртском государственном университете (n=26). Применялись тест-опросник самоэффективности Дж. Маддукса, М. Шеера (в адаптации А.В. Бояринцевой), методика оценки изменения психологических границ при использовании технических средств (МИГ-ТС 2) (Е.И. Рассказова, В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов). Для обработки данных использовался корреляционный анализ по Спирмену с помощью программы SPSS 13.0 for Windows. Установлено, что у студентов коммуникативная самоэффективность положительно связана с рефлексией нарушения границ в общении при использовании мобильного телефона. В то время как самоэффективность в предметной деятельности отрицательно связана с показателями шкал субъективной зависимости от Интернета и изменений психологических границ личности при использовании Интернета. Полученные в эмпирическом исследовании данные могут быть учтены специалистами психологической службы вуза при организации психологического сопровождения развития коммуникативной самоэффективности студентов.
Васюра С.А. 1 КОММУНИКАТИВНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Scientific dialog: психология, педагогика, социальные технологии. – 2019. – № 1;
URL: scidial.esrae.ru/14-65 (дата обращения:
26.07.2025).